Архивы

Образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) – введен полностью.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) – будет введен с 2019-2020 учебного года в 9 классах
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) – будет вводиться с 2019-2020 учебного года в 11 классах

      Федеральные государственные стандарты представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС, текстом Стандарта и материалами по ФГОС можно познакомиться на сайте  Федеральный государственный образовательный стандарт. 

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

 Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

 

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельностного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и в Интернете.

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

      Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

 Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Ссылки

Министерство просвещения РФ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральный государственный образовательный стандарт

Министерство образования Омской области

Департамент образования города Омска

Приложение.

Приказ № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (письмо Мин. образования от 20 апреля 2001 г. N 408/13-13)

Методическое письмо Минобрнауки России от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях(Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189 г.)

Письмо Минобразования РФ ОТ 25.09.2000 N 2021/11-13 об организации обучения в 1 классе четырёхлетней начальной школы

Copyright © 2013 Все права защищены